Глава "ПАНТАКЛЬ" из Книги 4
(MAGICK - LIBER ABA)


WITH MARY DESTI AND LEILA WADDELL



Как Магическая Чаша - это небесная пища мага, так МагическийПантакль - его земная пища.

Жезл - это его священная сила, а Меч - человеческая.

Чаша вогнута, чтобы с ее помощью получать влияние свыше.Пантакль плоский, как плодородные земные поля.

Название Пантакля - собирательный образ Всего, "omne inparvo"(1), это происходит путем магического превращения Пантакля. Также,как мы сделали Меч символом Всего силой нашей Магики, мы поступим и с Пантаклем.И простой кусок хлеба станет телом Господним!

Жезл - это воля человека, его мудрость, его слово; Чаша- это его понимание, сосуд благодати; Меч - это его рассудок; а Пантакльстанет его телом, храмом святого духа.

Какова длина его Храма?
От Севера до Юга.
Какова ширина его Храма?
От Запада до Востока.
Какова высота его Храма?
От Пропасти до Пропасти.

Таким образом, нет ничего движимого или недвижимого поднебесным сводом, чего бы не вмещал в себя пантакль, так пусть же он будет"восемь дюймов в диаметре и в толщину полдюйма".

Огонь не есть материя вовсе, вода - это соединение элементов,воздух - почти полностью смесь элементов, земля содержит все в соединенияхи примесях.

Пусть будет Пантакль символом земли.

И так как Пантакль сделан из чистого воска, не следуетзабывать, что "все что существует - свято".

Все явления святы. Каждый факт, и даже каждая ложь должнывойти в Пантакль; он и есть та сокровищница, из которой маг черпает все.

"В коричневых лепешках из зерна мы вкусим пищу мира ибудем сильны"(2) <<Замечание: Мы избегаем рассмотрения Пантакля какДискоса Причастия, поскольку специальные инструкции о нем даны в КнигеЗакона. Он приготавливается из муки, меда, вина, священного масла и крови>>

Когда мы говорили о Чаше, было показано, как сделать значительнымкаждый факт, как каждый камень уложить на должное место в мозаике. Гореже, если хотя бы одного камня не будет на своем месте. Но эта мозаика неможет считаться сложенной, плохо или хорошо, пока хотя бы один камень отсутствует.

Эти камни представляют собой простые впечатления или опыт;ни один не может быть отброшен.

Ни от чего не отказывайтесь лишь на том основании, чтовы знаете: это чаша Яда, предложенная вашим врагом; выпейте ее с уверенностью- и ваш враг упадет замертво <<БХ: Метафора. не давайте читать детям:) >>

Как я могу поставить искусство Камбоджи на соответствующееему в искусстве место, если я никогда не слышал о Камбодже? Как может геологоценить возраст меловой породы, пока у него есть только набор знаний несвязанных с геологией, историей происхождения тех животных, чьи останкипревратились в этот мел?

Этот вопрос для мага чрезвычайно сложный. Он в принципене может иметь весь возможный опыт. Хотя он может утешить себя философскимиразмышлениями о том, что Вселенная совпадает с его опытом, он обнаружит,что его опыт увеличивается такими же темпами как в ранние годы его жизни.Тогда у него появится искушение поверить в наличие опыта за пределами егособственной сущности, и с практической точки зрения он столкнется с такимколичеством направлений знания, что будет сбит с толку вопросом выборамежду ними.

Осел колеблется перед двумя стогами сена; насколько жедолго будет колебаться несравненно больший осел перед двумя тысячами такихстогов!

К счастью, это не играет большой роли, но он должен, покрайней мере, выбрать те направления знания, которые прямо примыкают квсеобщим проблемам.

Он должен выбрать не одно, но несколько, и они должныбыть по своей природе настолько разными, насколько это возможно.

Важно, чтобы он добился превосходства в каком-либо видеспорта, и этот спорт должен быть из тех, что поддерживают тело здоровым.

Он должен основательно изучить классику, математику иестественные науки; а также достаточно хорошо знать современные языки,дабы получить возможность путешествовать в любую часть мира с легкостьюи безопасностью.

Если он хочет, он может изучить историю и географию, ибольше всего в любом предмете его должна интересовать связь с другими предметами,- таким образом, его Пантакль не будет лишен того, что художники зовут"композицией".

Он поймет, что как бы не была хороша его память, десятьтысяч впечатлений, входящих в его разум - это все, что он может удержатьза день. И превосходность памяти основана на мудрости ее выбора.

Наилучшая память так выбирает и судит, что в ней не остаетсяничего, что не было бы связано с "генеральным планом" разума.

Все Пантакли содержат окончательную концепцию круга икреста, хотя некоторые предпочитают ставить вместо креста точку, или Тау,или треугольник. Vesica Pisces (3) иногда используется вместо круга, иликруг может быть стилизован в виде змеи. Иногда представлены время, пространствои идея причинности; а также три этапа истории философии, в которых тремяобъектами изучения являются соответственно Природа, Бог и Человек.

Изредка представлена дуальность сознания; само Древо Жизниможет быть изображено внутри. Еще следует добавить символ Великого Делания.Но Пантакль будет несовершенен до тех пор, пока каждая идея не будет уравновешиватьсясвоей противоположностью, и, кроме того, необходимо показать связь междукаждой парой идей, и каждой другой парой.

Неофит должен подготовиться к тому, что первые наброскиего Пантакля будут большими и сложными, впоследствии же они начнут упрощаться- не столько за счет исключения комбинаций, сколько подобно трудам зоолога,начинающего с изучения четырех видов крупных обезьян и человека, и обозначающего,в конце концов, всех их словом "приматы".

Неразумно упрощать сверх меры, поскольку окончательныйиероглиф должен символизировать бесконечность. И покуда последнее уточнениене сделано, его символ не должен быть изображен.

Если кто-либо обратится к V.V.V.V.V <<примечание:девиз главы A.'.A.' "Свет Мироздания">> и попросит высказать свои размышленияпо какому-либо вопросу, то весьма вероятно, что Он сможет ответить, лишьсохраняя молчание, и даже это может оказаться неудовлетворительным, ибоДао Дэ Цзин утверждает, что Дао не может быть описано ни словом, ни молчанием.

В решении предварительной задачи сбора материалов идеяЭго не играет большой роли; все впечатления - это фазы не-Эго, и Эго служиттолько их вместилищем. На самом деле, для хорошо отлаженного разума несуществует вопроса о реальности впечатлений, и разум, (если, конечно онне является "tabula rasa") является таковым исключительно благодаря "тенденциям",или "врожденным идеям", которые не дают разуму воспринять некоторые идеис той же готовностью, как остальные. <<Примечание: Свежевылупившемусяцыпленку не удастся поступать подобно только что родившемуся ребенку>>

С этими тенденциями надо бороться - на неприятных фактахнадо настаивать до тех пор, пока Эго не станет абсолютно безразличным кприроде своей пищи.

"Так же как алмаз приобретет красный цвет возле розы,и зеленый возле ее листьев, так же и ты должен пребывать в стороне от впечатлений".(4)

Эта сложная задача отделения себя от впечатлений, или"вритти", есть одно из главных значений понятия "растворения", соответствующего"коагуляции", задействованной в Самадхи, и наш Пантакль должен представлятьсобой все, чем мы являемся, и результат всего, чем мы имеем тенденцию стать.

В Дхаммападе мы читаем:

"Все, чем мы являемся, обусловлено разумом, основано наразуме, построено на разуме.
Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом,то за ним следует несчастье, как след за колесом повозки".
"Все, чем мы являемся, обусловлено разумом, основанона разуме, построено на разуме.
Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом,то за ним следует счастье, как неотступная тень". (5)

Пантакль в этом смысле идентичен Карме мага.

Карма человека - это его "счетная книга". Баланс еще неподведен, и человек не знает, в чем он состоит; он не знает ни долгов,которые ему следует заплатить, ни того, что должали ему, ни даже дату выплатытех платежей, которые он способен предвидеть.

Бизнес, основанный на таких позициях, приведет к чудовищномубеспорядку, и мы видим, что, на самом деле, человек и живет в таком беспорядке.Пока он день и ночь трудится над какой-либо малозначительной частью своихдел, некая гигантская сила может развивать "pede claudo" (6), чтобы овладетьим.

Многие из записей в этой "счетной книге" для обычногочеловека вынужденно неразборчивы; метод их чтения дан в важной инструкцииA.'.A.'., называемой "Thisharb", Liber CMXIII.

Теперь заметим, что Карма - это все, что человек имеет,или чем является. Его конечная цель - это полное избавление от Кармы, когдаон подходит к моменту пожертвования <<Замечание: Чтобы пожертвоватьвсем, человек должен отдать не только плохое, но и хорошее, не только слабость,но и силу. Как может мистик пожертвовать всем, что имеет, пока он цепляетсяза свои добродетели?>> Себя Возлюбленному; но вначале маг не представляетсобой "Я", он всего лишь куча отбросов, из которых еще только предстоитвыстроить "Я". Магические инструменты следует сделать, прежде чем они будутуничтожены.

Суть Кармы была запутана многими теми, кому полагалосьзнать о ней, включая Будду, с его поэтическими идеями правосудия и возмездия.

У нас есть история про одного из Архатов Будды, который,будучи слепым и просто прогуливаясь взад-вперед, невольно убил большоеколичество насекомых. [Буддисты считают убийство живых существ одним изнаиболее ужасных преступлений.] Его братья Архаты спросили Будду о причинеэтого, и тот ответил, что много лет назад, в предыдущей инкарнации, этотчеловек умышленно лишил женщину зрения. Это только сказка, страшилка длязапугивания детей, и, возможно, наихудший способ влияния на людей, изобретенныйчеловеческой тупостью.

Карма действует совсем не таким путем.

В любом случае, басни о морали должны продумываться оченьтщательно, иначе они могут представлять опасность для тех, кто им следует.

Мы можем вспомнить Страсть и Терпение Баньяна: НеугомоннаяСтрасть играла со всеми своими игрушками и сломала их, в то время как Терпениеаккуратно сложило их в стороне. Баньян забывает упомянуть о том, что ктому времени, как Страсть разбила игрушки, она успела вырасти из них.

Карма не действует путем "око за око". Око за око - этоварварское правосудие, но наши человеческие идеи о правосудии чужды законамВселенной.

Карма - это Закон Причины и Следствия. В ее действии несуществует пропорций. Всякий раз, когда что-либо происходит, невозможносказать, что это может за собой повлечь; и Вселенная - это грандиознаяслучайность.

Мы тысячу раз избегаем неудач, выходя выпить чашку чая,но на тысячу первый раз мы можем встретить кого-либо, кто навсегда измениттечение нашей жизни.

Существует определенный вид рассуждений, в которых каждоевпечатление, которое отложилось в нашей памяти, - это результат действиявсех сил в прошлом; не существует настолько пустякового происшествия, котороене повлияло бы на наш характер. Но не существует и никакого возмездия заэто. Вы можете убить сотню тысяч вшей в один короткий час у подножья Балторскоголедника, как поступил однажды брат P. Однако было бы глупым делать из этоговывод, подобно Теософам, что это действие изменит вашу судьбу, и вы будетеубиты сто тысяч раз.

"Счетная книга" Кармы хранится отдельно от подсчетов мелкойналичностью, и по отношению к объему эта сумма мелкой наличности гораздобольше, чем вся счетная книга.

Когда мы съедаем слишком много лосося, у нас начинаетсярасстройство желудка, или, возможно, кошмары. Глупо предполагать, что когдапридет время, то лосось, съев нас, обнаружит нас несъедобными.

С другой стороны, мы бываем сильно наказаны за действия,которые вообще не являются проступками. Тогда даже наши добродетели подвигаютоскорбленную природу на месть.

Карма растет только тем, чем ее питают, и для того, чтобыдолжным образом вырастить Карму, требуется весьма специальная диета.

У большинства людей их действия аннулируют друг друга;как только усилие сделано, оно тут же уравновешивается ленью. Эрос уступаетместо Антиэросу.

Меньше одного человека из тысячи осуществляют хотя быкажущийся отход от банальной животной жизни.

Рождение есть страдание.
Жизнь есть страдание.
Страдание присутствует в старости, болезни и смерти.
Но воскрешение есть наибольшее несчастье из всех.

"О какое страдание, непрерывное возрождение", - как сказалБудда.

Оно продолжается изо дня в день, немного того и немногоэтого, несколько добрых мыслей и несколько недобрых мыслей; и на самомделе ничего не сделано. Разум и тело меняются, меняются с пробуждения донаступления темноты. Но какое "значение" имеют эти перемены?

Как мало тех, кто может посмотреть назад на все прошедшиегоды, и сказать, что он продвинулся в каком-то определенном направлении?И в скольких из них те изменения, которые произошли, затронули разум исознание?! Мертвый груз первоначального состояния, в котором мы родились,значит гораздо больше, чем все наши достижения. Силы подсознания значительнобольше, чем те, о действии которых мы знаем. Это и есть "твердость" нашегоПантакля, Карма нашей земли, которая вращает нас вокруг своей оси со скоростьютысячи миль в час. А тысяча есть Алеф, заглавное Алеф, Микрокосм всепроникающеговоздуха, Глупец Таро, бесцельность и обреченность вещей.

Очень сложно каким-либо способом "придать форму" этомутвердому Пантаклю.

Мы можем выгравировать на нем свойства, с помощью кинжала,но вряд ли они приведут к большему, чем статуя Озимандиаса, Короля Королей,в окружении бескрайной пустыни.

Мы выпишем фигуру на льду; она сотрется наутро следамиостальных фигуристов, и фигура эта не больше, чем поцарапает поверхностьльда, и сам лед расплавится под лучами солнца. В самом деле, маг можетотчаяться, когда ему придется делать Пантакль. У всех есть материал, каждыйчеловек хорош настолько же, насколько и его братья; но для этого Пантакльследует каким-либо образом сформировать в виде волевой цели, или хотя быв виде постигаемой цели, или хотя бы в виде известной цели: "Hoc opus,Hic labor est."(7) На самом деле, это тяжелый труд - подняться от Авернусав высший мир.

Для того, чтобы сделать это, важнее всего понять нашинаклонности, развить одни и преодолеть другие. И хотя все элементы в Пантакле,в конце концов, должны быть разрушены, однако некоторые элементы помогаютнам достичь той позиции, в которой эта задача разрушения становится выполнимой,и не существует элемента, который не может быть временно полезным.

Итак - берегитесь. Выбирайте! Выбирайте! Выбирайте!

Этот Пантакль - бесконечная кладовая; вещи всегда должныбыть там, когда они нам нужны. Мы можем проверять время от времени, незапылились ли они, и не тронула ли их моль, но мы будем обычно слишкомзаняты, чтобы делать что-либо большее. Запомните, что в путешествии отземли к звездам вы не должны перегружать себя слишком тяжелым багажом.Ничего из того, что не является частью машины, не должно войти в ее состав.

И хотя этот Пантакль состоит только из подделок, некоторыеподделки выглядят более поддельными, нежели остальные.

Вся Вселенная есть иллюзия, но иллюзия, от которой сложноизбавиться. Ее очень удобно сравнивать с остальными вещами. Но девяностодевять впечатлений из каждой сотни ложны даже по отношению к вещам на ихсобственном плане.

Эти отличия должны быть выгравированы Священным Кинжаломглубоко на поверхности Пантакля.

Остается описать только один Элементальный Инструмент,называемый Светильником.
 
 
 

(1) "Бесконечное в конечном", дословно "все в меньшем"

(2) Цитата из "Liber Liberi vel Lapidis Lazuli", IV, 20

(3) Символ, изображаемый в виде двух кругов равного радиуса,имеющих общую хорду, самой хорды и общего диаметра. Во всех изображениях,которые я видел, общая хорда равна по величине радиусу.

(4) Цитата из "Liber Cordis Cincti Serpente", V, 22

(5) Перевод Рерихов, несколько исправленный для большегосоответствия контексту.

(6) Буквально переводится как "скованность ног".

(7) Что-то типа "Эта работа требует труда"
 
 

Перевод Дмитрия Редькина


© Ordo Templi Orientis
 
 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА


 
 

Хостинг от uCoz