(1-I,1) Ну (=Нуит), Хад (=Хадит) и Ра-Хоор-Кху (Ра-Хоор-Кхуит)суть основныекосмологические категории в “Книге Законов”. Они составляюттелемитскуютриаду. Весь текст разделен на три части. Первая написана отлица Нуит, вторая — от лица Хадит, третья — от лица Ра-Хоор-Кхуит.Ну, Нуит — имя древнеегипетской богини Неба. У Кроули она символизируеткосмическуюсубстанцию, женское начало, периферию круга, мировой хаос. Это — космологическоеженское божество, единая, двойственная и “никакая” одновременно “мать мира”.Она порождает и уничтожает все, из нее проистекает многообразие вещей исуществ, но в ней же все они и растворяются. Эта кроулинская категориясходна с “пакрити” индусов. Нуит как и пракрити лежит в основе космическойманифестации, но вместе с тем, сама космическая субстанция остается непроявленной,выступая как подоснова всякого проявления. Хад, Хадит является, напротив,мужским началом, он соответствует индуистскому “пуруше”. Это вездесущийцентр проявления, ось мира. Он проявляется благодаря Нуит, и представляетсяее первым проявлением, ее “отцом”,“сыном” и “мужем” одновременно. Ра-Хоор-Кхуит— это Гор, солнечный бог Кроули он выступает как третий элемент, продуктмногообразных слияний первопары — Нуит и Хад. Он — подвижный дух, сокологоловыйвластитель “нового эона”. Сложные соотношения между этими тремяпервоэлементами телемитской космогонии составляют содержания учения Кроули.Сам Кроули отождествляет себя с жрецом и пророком этой “новой религии” (Анкх-аф-на-кхонсу), “телемизма”. Как таковой он находится в особых ритуально-магическихотношениях с триадой — ближе всего он к Ра-Хоор-Кхуит, в центре его пребываетХадит, при этом он пребывает в постоянном слиянии с Нуит, персонифицированнымвыражением которой является в телемитской мифологии — “Бабалон”, “БагрянаяЖена”. Этим титулом Кроули награждал своих главных партнерш в сексуально-магическихритуалах.
(2-I,3) “Every man and every woman is a star”. Одна изтрех главных заповедей телемизма. Остальные см. (9) и (12)
(3-I,7) Айвасс — имя “претергуманоидной” сущности, продиктовавшейКроули этот текст. Позднее Кроули отождествил его со “своим ангелом
хранителем”. Так как практика “вызывания ангела-хранителя”в среде
Golden Dawn считалась восходящей к магической книге Абрамелина-магаи к ритуалам Джона Ди, то есть все основания предположить, что Айвасс аналогичен“зеленому ангелу”. Являвшемуся Джону Ди и Эдварду Келли и сообщившему имосновы “энохианского языка”. Любопытно, что сам Кроули, который признавалтеософскую неспиритуалистическую концепцию “реинкарнации” (чуждостькоторой индуизму убедительно показал Генон в “Заблуждении спиритов”),считал одной из своих предыдущих “воплощений”
Эдварда Келли. В период получения послания от Айвассаон был женат на сестре его друга, фамилия которой также по странному совпадениюбыла Келли, Роза Келли! Кроме того, именно Роза Келли привела Кроулик “Селе Откровения” в каирском музее. Интересно сопоставить описание “зеленогоангела” в романе Густава Майринка “Ангел Западного Окна” с Айвассом Кроули.Известно, что Майринк был посвящен в оперативную сексуальную магию итальянцемДжулиано Креммерцом, и именно в Италии, на острове Сицилия, в местечкеЧефалу Кроули основал свое “Телемитское аббатство”. Нельзя исключить, чтоКроули знал Креммерца, и достоверно известно, что он был близко знакомс известным масоном Артуро Регини, который, в свою очередь, поддерживалс Креммерцем тесные отношения. Таким образом, намечается определеннаясвязь между Густавом Майринком и Кроули, которая, однако, могла проходитьи через германский “Орден Восточных Тамплиеров” Теодора Ройсса. В любомслучае эта тема нуждается в болеепристальном исследовании.
(4-I,8) Кхабс — “обитель Хадит”.
(5-I,8) Кху — “обитель Нуит”.
(6-I,15) “Багряная Жена” — синоним “ВавилонскойБлудницы”. Ритуальноевоплощение Нуит в “Babalon working” телемизма. См.сноску (1)
(7-I,37) Obeah и wanga — два магических термина, значениекоторых не ясно.
(8-I,38) Thelema — по-гречески означает “воля”,the will. Аббатство “Телема” описывается у Рабле. Кстати, сегодня не ставитсяпод сомнение, что работы Рабле имеют несомненное герметическое значение,и что сам он был членом загадочного тайного общества — “Societe Angelique”(“Ангельское Общество”). Интересные варианты расшифровки и интерпретациикниг Рабле предлагает Грасе д’Орсе. “Телемиты” Рабле послужили прототипом“телемитов” Алистера Кроули.
(9-I,40) “Do what thou wilt that will be the wholeof the Law.” Один из трех основных законов телемизма. Остальные см. (2)и (12). Телемиты обычно подчеркивают, что Кроули использует старо английскиеформы “thou wilt” вместо “you want”. Согласно принятой интерпретации этодолжно указывать на то, что субъектом здесь является не просто любойчеловек, тогда было бы you, но лишь избранный (thou), и речь идет не опрофаническом желании (want), но о глубинной магической воле (wilt).
(10-I,53) Субстанция Нуит у Кроули во многом напоминаеттантрическую доктрину “шакти”, женской ипостаси божества в индуизме. Чащевсего вкачестве “шакти” рассматривается супруга Шивы — Кали, Дурга и т.д.Тантризм называют “путем левой руки”, и Кроули неоднократно применялэтоопределение к самому себе. Вообще многие аспекты учения Кроули имеютярковыраженный тантрический характер. Для Тантры свойственен тот же нонконформизми радикализм, граничащий со “святотатством” и “богохульством”. Более подробносм. “Милый Ангел” № 2 “Имманентная Революция Тантры” и выдержки из Ю.Эвола“Йога Могущества”.
(11-I,55) Эти загадочные намеки на “сына пророка” частозатруднялся
расшифровать и сам Кроули. Возможно, что речь шла о “магическом
гомункуле”, порождаемом в ходе особой тантрической операции.
Любопытно, что в романе “Серебряный голубь” Андрей Белыйописывает аналогичный ритуал в среде русских сектантов. Реальные дети Кроули,на которых могло бы распространяться это пророчество, были довольно обычными,средними и ничем не выделяющимися персонажами, да и сам Кроули не склонялсяк такой буквальной интерпретации подобных пассажей.
(12-I,57) “Love is the law, love under will.” Остальныесм. (2) и (9). Один из трех основных законов телемизма. Обычно love здесьинтерпретируется как указание на ритуальный половой акт, а will означает,что он проходит по инициатическим правилам, а не под воздействием профаническогоживотного влечения.
(13-II,15) По-английски God (Бог) есть анаграммаdog (собака).
(14-II,21) Кроули в момент получения “Книги Законов” отАйвасса был буддистом и находился под влиянием Алена Беннета, который принялбуддизм и поселился на Цейлоне в буддистском монастыре. Кроули считал Беннетасвоим учителем, посетил его в монастыре и вместе с ним занимался йогойи медитацией. Сострадание — основной этический закон буддизма, и поэтомусам Кроули отнесся к данному тексту, продиктованному “претергуманоиднойсущностью” с глубоким отвращением — подобные пассажи прямо противоречилиего буддистскому мировоззрению.
(15-II,27) Отрицания рассудочной логики является отправнойчертой подлинно традиционных доктрин. Всякая сакральность апеллирует кнерассудочным, сверхрассудочным аспектам в человеке. Поэтому аналогичныепроклятия “разуму” могли бы иметь место не только в подчеркнуто гетеродоксальнойспиритуальности телемитов, но и в любом традиционалистском учебном документе.Особенно акцентирован этот момент в некоторых суфийских школах и в дзен-буддизме.
(16-II,71) Оперативное правило некоторых инициатическихорганизаций. Доводя любое естественно состояние, переживание, действиедо предельной экзальтации можно перейти к иным, более возвышенным и глубокимуровням бытия, на которых пребывают корни вещей и действий, причины и сущностиявлений. Путь эксцесса (“путь левой руки”) симметричен пути радикальнойаскезы (“путь правой руки”). В обоих случаях цель одна — раз и навсегдапреодолеть рамки профанического существования, к урешений. Любопытно, чтовысшие мэтры тантры, реализовавшие духовно наиболее высокие едт слова индус“Абрахадабра”является ключевым. Кроули считал это сочетание звуков паролем “нового эона”.Числовое значение слово “Абрахадабра” согласно каббале — 418.
(19-III,10) Древнеегипетская табличка, случайно обнаруженнаяженой Кроули Розой Келли в каирском музее Булак в качестве экспоната подномером 666. Кроули и его жена попросили доктора Бургш Бея сделать им переводс древнеегипетского содержания этой таблички. Приведем полное описаниеобъекта и перевод. На картинке изображена богиней неба, Нуит, согнувшейсяподобно своду, с руками и ногами касающимися земли. Сразу под ней изображенкрылатый диск солнца с подписью “Хадит, великий бог, господин неба”. Сценаизображает жреца, облаченного в шкуру пантеры стоящего перед богом Хармахисом,который сидит на своем троне, сзади которого находится эмблема Запада.Подпись гласит — “Ра-Хоор-Кхуит, господин богов”. Над жрецом написано “покойник,пророк Менту, господин Фив, которому открыты двери неба в Фивах Анкх-ф-н-Кхонсу”.Перед жрецом столик с приношениями, под которым надпись “хлеб, вода,
быки, утки”. Текст на передней стороне переводится: “Покойный,пророк Менту, господин Фив, которому открыты двери небес в Фивах, Анкх-ф-н-кхонсу, верным голосом сказал: О высший! Я поклоняюсь величию твоих духов, страшнейшаядуша, внушающая ужас самим богам. Появляясь на своем огромном троне, онустраивает пути души, духа и тела, получивших свет и оснащенных им, я проделалпуть к месту, где находятся Ра, Тум, Кхепра и Хатор, я, покойный пророкМенту, господин Фив, Анкх-ф-н-кхонсу, сын чиновника такого же ранга, Бес-н-Маути жрицы Аммон-ра, госпожи дома Та-нех”. На обратной стороне: “Покойный,пророк Менту, господин Фив, Анкх-ф-н-кхонсу, верным голосом сказал:О мое сердце, сердце моей матери,
сердце, которое я имел на земле, не выступай против менясвидетелем, не выступай против меня судьей, не высказывай против меня обвиненийв присутствии великого бога, господина запада, потому что я достиг земливеликого Запада, когда я процветал на земле! Покойный жрец Фив, Анкх-ф-н-кхонсуверным голосом сказал: О тот, у кого только одна рука, который светитна луне, покойный Анкх-ф-н-кхонсу покинул множества и присоединился к тем,которые в свете, он открыл обитель звезд (Дуат); тогда Анкх-ф-н-кхонсувышел из дня, чтобы делать все, что ему захочется на земле, среди живых.”Гурнах, Фивы, XXVI династия.
(20-III,10) Кибла — ритуальная ориентация мусульман вовремя молитвы. Определяется по местонахождению Мекки.
(21-III,34) Речь идет о конце “Эона Гора” и начале “эонаМаат”. Это событие, согласно телемитской циклологии, должно произойти через2 000 лет. Тогда “буря равноденствий” повторится снова, но на сейраз будет отвергнута цивилизация, основанная на “Книге Законов”.
(22-III,38) Все эти пассажи следует понимать как “вдохновенное”толкование Айвассом (или самим Кроули) соответствующих мест из “Стелы Откровения”,полный текст которой приведен в сноске (19).
(23-III,51) Опущено богохульство, которое, на нашвзгляд не должно быть
напечатано (даже в контексте чисто документальной публикации,как это имеет место в нашем случае) в православной стране.
(24-III,55) Опущено богохульство по тем же соображениям,что и в сноске (23)